» » Модуль драйвера двигателя на основе L293x
Информация к новости
  • Просмотров: 58894
  • Автор: administrator
  • Дата: 28 марта 2008
  • 60
28 марта 2008

Модуль драйвера двигателя на основе L293x

Категория: Контроллер MRC28

Драйвер управления двумя коллекторными двигателями до 1А (L293x)

 

Серия микросхем L293, не смотря на свои недостатки, пользуется большой популярностью в любительском роботостроении. Особенно она популярна у начинающих. Драйверы управления коллекторными двигателями на основе L293 просты как при подключении, так и в управлении. Так же микросхемы широко распространены и приемлемы по цене.

 

В серии присутствует две основных модификации – с индексом “D” и без оного. Буква “D” в названии говорит о том, что данная микросхема имеет встроенные защитные диоды на выходе – L293D. Соответственно остальные (L293N, L293E и т.д.) встроенных диодов не имеют. Для всех микросхем без индекса “D” установка защитных диодов на выходах является обязательным условием подключения, в противном случае микросхема долго не прослужит. Другим немаловажным различием в модификациях является максимальный рабочий ток. Микросхема с индексом “D” может продолжительно работать с нагрузкой до 600mA на каждый канал, а все остальные до 1А на канал. При необходимости можно повысить нагрузочную способность вдвое – соединить параллельно оба канала микросхемы и подключить к одному двигателю.
 

 

Теперь о недостатках микросхем серии L293x. Микросхемы не отличаются маленьким потреблением, сильно греются и на них имеет место быть падение напряжения (до 1,5-1,7 вольт), что необходимо учитывать при подаче питания на двигатели. Все эти недостатки происходят из особенностей выходных каскадов серии L293 – они выполнены на обычных транзисторах.
 

 

Мы давно и успешно используем данную серию микросхем в своих конструкциях. Одну из них хотим предоставить вашему вниманию.
 

Драйвер управления двумя коллекторными двигателями до 1А (L293x)

 

Обычное включение микросхем серии L293x очень простое – достаточно подключить питание логики, питание двигателей и выводы управления подключить к микроконтроллеру (для L293N(E) – добавить внешние защитные диоды). Направление вращения задается изменением логических уровней на входах каждого из каналов, что требует для управления двумя двигателями четырех выводов порта микроконтроллера и дополнительно еще двух для подачи ШИМ на каждый канал EN (если вы не используете ШИМ, то достаточно подать на данные выводы питание либо высокий лог. уровень с МК  ) Мы решили немного изменить схему управления. В представленной схеме полное управление двигателями осуществляется вместо шести выводов контроллера – четырьмя.
 
Модуль драйвера двигателя на основе L293x
 
Это стало возможно при использовании микросхемы стандартной логики 74HC00. В нашей схеме изменение направления вращения каждого из двигателей осуществляется путем изменения логических уровней на DIR1 и DIR2. По умолчанию на этих входах установлен низкий лог. уровень. Достаточно изменить его на высокий лог. уровень и двигатели будут крутиться в другую сторону. ШИМ подается соответственно на PWM1 и  PWM2.
 

В нашей схеме изменение направления вращения каждого из двигателей осуществляется путем изменения логических уровней на DIR1 и DIR2.

 

Дополнительно в схему включен линейный стабилизатор напряжения LM2940. Его задачей является дополнительная подпитка общей схемы при отсутствии в конструкции своего стабилизатора.  Подача питания на двигатели может осуществляться как из общей шины питания вашей конструкции, так и из дополнительного источника – переключается перемычкой.
 
Драйвер так же может быть использован при постройке простого робота без использования микроконтроллера  для соревнований следование по линии. (См. Сенсор линии на основе LM311 ).
 
В схеме может быть установлена любая микросхема из серии L293x, в исполнении DIP-16. При использовании  L293D  распаивать внешние защитные диоды не надо.
 

 

Так как микросхемы L293x  довольно сильно нагреваются в процессе работы, настоятельно рекомендуется установка радиатора. Мы используем старые радиаторы от различных плат ПК – отпиливаем необходимого размера. Самая простая установка радиатора осуществляется следующим путем – тонким слоем покрываем сверху корпус микросхемы термопастой, за исключением 1-2 мм корпуса по краям, затем аккуратно на свободные от термопасты участки наносим немного супер-клея  и устанавливаем радиатор. Старайтесь установить радиатор сразу ровно, так как супер-клей схватывает очень прочно и что-либо потом исправить будет проблематично. С установленным радиатором за работоспособность микросхемы на предельных нагрузках уже можно не беспокоится fellow .
 
Модуль драйвера двигателя на основе L293x
 
 
В целях уменьшения габаритов драйвера была разведена двухсторонняя печатная плата. Сложность изготовления повысилась но мы постарались сделать как можно более широкие токопроводящие дорожки. Технология изготовления платы не отличается от стандартного ЛУТа, за исключением необходимости точного сведения сторон. Переходы между сторонами платы выполнены с помощью кусочков проводника, запаянных с обоих сторон (либо выводных элементов).
 

В целях уменьшения габаритов драйвера была разведена двухсторонняя печатная плата.

 

Плата была досконально протестирована в работе как с питанием двигателей от общей шины, так и с дополнительным источником – проблем не выявлено.

 

Схема в формате sPlan 6.0 и разводка платы в формате Sprint Layout 4.0 под ЛУТ вы можете скачать ниже.
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Метки к статье: L293, драйвер двигателя, модуль

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
administrator

19 марта 2009 17:51

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
Петрон, 8 микросхемы это Supply Voltage - питание для двигателей. Logic Supply Voltage - питание логики - 16 нога. Сама микруха может питаться не только от 5 вольт, у нее довольно широкий диапазон питания - почитай даташит.
<
Петрон

19 марта 2009 19:38

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Спасибо, буду знать, наверное я привысил этот диапазон питания, но уже все работает, купил другую микросхему, схемой очень доволен
<
_erty_

20 марта 2009 19:05

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Здравствуйте. Использую в данной схеме L293DNE. У неё, наскоко я понимаю управление отрицательными сигналами ,в данной схеме управление положительными. Подскажите что нужно добавить к схеме?
Заранее благодарен!
<
administrator

20 марта 2009 19:18

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
_erty_, ничего не нужно, выше комментами Петрон на точно такой же микросхеме сделал, говорит все работает.

<
_erty_

20 марта 2009 19:39

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Извиняюсь я наверно не правильно задал вопрос.Ситуация такая: собрал две схемы с вашего сайта ИК-датчик+аппаратный генератор всё работает
теперь решил подключить это к данной схеме, но на выходе у ИК-датчика сигнал меняется от +5 до 0В , а для управления драйвером L293DNE нужны отрицательные сигналы. Правильнее вопрос будет звучать так:
"Как управлять отрицательной логикой положительными сигналами в данной схеме?"
<
administrator

20 марта 2009 20:01

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
_erty_, подключи без двигателей и посмотри как коммутация будет происходить, я такого варианта как у тебя даже и не представлял, так что только экспериментировать.
<
_erty_

20 марта 2009 20:44

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Сегодня за пол часа собрал эту схему и целый день экспериментирую но пока без результатов но я не привык устанавливаться на пол пути, будут результаты отпишу,а пока пошёл читать литературу и копать инет. Пасиба за ответы.Замечательный ресурс поднимаеш !!!!
<
_erty_

21 марта 2009 21:30

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
ИК-датчик+аппаратный генератор+эта схема(у меня L293DNE) работает.Нужно всего то ничего подтягивающие резисторы( 10 кОм) на
выводы 2,7,10,15.Автору схем БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
<
administrator

21 марта 2009 22:08

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
_erty_, интересно, мож гденьть видео что получилось выложишь? smile
<
_erty_

19 апреля 2009 00:16

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Погонял пару часиков на макетке. Как оказалось работает не совсем стабильно. Из 10-ти взмахов перед ИК датчиком 7 срабатываний 2 раза движок переставал крутится 1 раз менял направление но обратно не крутился no .Короче поковырялся тестером и понял что 74СН00 явно не пляшет так как надо у меня в схеме.Пошарив по сусекам надыбал совковую микруху 561ЛН2 6 инверторов.Запаял без всяких резюков(использовал только 1 инвертор на мотор,OUT с ИК напрямую на второй вывод L293DNE и на вход инвертора, с выхода инвертор на 7-мой L293DNE ) пошло!!!
Идабы не быть голословным ссылка на видео
http://letitbit.net/download/f73b2e8533/_____000.3gp.html

вот ещё фотки
первый этап
http://letitbit.net/download/4be78d8a95/____031.jpg.html
второй этап
http://letitbit.net/download/4de9a6e7d0/____________160.jpg.html
справа внизу с платой накосячил когда делал разводку,пришлось ноги микрух выворачивать в итоге получилось вверх позум (первый раз занимался подобным) request .С датчикам уже учел ошибки!
собирать в кучу буду когда развею последние сомнение нащёт нюансов!
Кстати какой прогой у вас схема нарисована?
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.