» » Модуль драйвера двигателя на основе L293x
Информация к новости
  • Просмотров: 58890
  • Автор: administrator
  • Дата: 28 марта 2008
  • 60
28 марта 2008

Модуль драйвера двигателя на основе L293x

Категория: Контроллер MRC28

Драйвер управления двумя коллекторными двигателями до 1А (L293x)

 

Серия микросхем L293, не смотря на свои недостатки, пользуется большой популярностью в любительском роботостроении. Особенно она популярна у начинающих. Драйверы управления коллекторными двигателями на основе L293 просты как при подключении, так и в управлении. Так же микросхемы широко распространены и приемлемы по цене.

 

В серии присутствует две основных модификации – с индексом “D” и без оного. Буква “D” в названии говорит о том, что данная микросхема имеет встроенные защитные диоды на выходе – L293D. Соответственно остальные (L293N, L293E и т.д.) встроенных диодов не имеют. Для всех микросхем без индекса “D” установка защитных диодов на выходах является обязательным условием подключения, в противном случае микросхема долго не прослужит. Другим немаловажным различием в модификациях является максимальный рабочий ток. Микросхема с индексом “D” может продолжительно работать с нагрузкой до 600mA на каждый канал, а все остальные до 1А на канал. При необходимости можно повысить нагрузочную способность вдвое – соединить параллельно оба канала микросхемы и подключить к одному двигателю.
 

 

Теперь о недостатках микросхем серии L293x. Микросхемы не отличаются маленьким потреблением, сильно греются и на них имеет место быть падение напряжения (до 1,5-1,7 вольт), что необходимо учитывать при подаче питания на двигатели. Все эти недостатки происходят из особенностей выходных каскадов серии L293 – они выполнены на обычных транзисторах.
 

 

Мы давно и успешно используем данную серию микросхем в своих конструкциях. Одну из них хотим предоставить вашему вниманию.
 

Драйвер управления двумя коллекторными двигателями до 1А (L293x)

 

Обычное включение микросхем серии L293x очень простое – достаточно подключить питание логики, питание двигателей и выводы управления подключить к микроконтроллеру (для L293N(E) – добавить внешние защитные диоды). Направление вращения задается изменением логических уровней на входах каждого из каналов, что требует для управления двумя двигателями четырех выводов порта микроконтроллера и дополнительно еще двух для подачи ШИМ на каждый канал EN (если вы не используете ШИМ, то достаточно подать на данные выводы питание либо высокий лог. уровень с МК  ) Мы решили немного изменить схему управления. В представленной схеме полное управление двигателями осуществляется вместо шести выводов контроллера – четырьмя.
 
Модуль драйвера двигателя на основе L293x
 
Это стало возможно при использовании микросхемы стандартной логики 74HC00. В нашей схеме изменение направления вращения каждого из двигателей осуществляется путем изменения логических уровней на DIR1 и DIR2. По умолчанию на этих входах установлен низкий лог. уровень. Достаточно изменить его на высокий лог. уровень и двигатели будут крутиться в другую сторону. ШИМ подается соответственно на PWM1 и  PWM2.
 

В нашей схеме изменение направления вращения каждого из двигателей осуществляется путем изменения логических уровней на DIR1 и DIR2.

 

Дополнительно в схему включен линейный стабилизатор напряжения LM2940. Его задачей является дополнительная подпитка общей схемы при отсутствии в конструкции своего стабилизатора.  Подача питания на двигатели может осуществляться как из общей шины питания вашей конструкции, так и из дополнительного источника – переключается перемычкой.
 
Драйвер так же может быть использован при постройке простого робота без использования микроконтроллера  для соревнований следование по линии. (См. Сенсор линии на основе LM311 ).
 
В схеме может быть установлена любая микросхема из серии L293x, в исполнении DIP-16. При использовании  L293D  распаивать внешние защитные диоды не надо.
 

 

Так как микросхемы L293x  довольно сильно нагреваются в процессе работы, настоятельно рекомендуется установка радиатора. Мы используем старые радиаторы от различных плат ПК – отпиливаем необходимого размера. Самая простая установка радиатора осуществляется следующим путем – тонким слоем покрываем сверху корпус микросхемы термопастой, за исключением 1-2 мм корпуса по краям, затем аккуратно на свободные от термопасты участки наносим немного супер-клея  и устанавливаем радиатор. Старайтесь установить радиатор сразу ровно, так как супер-клей схватывает очень прочно и что-либо потом исправить будет проблематично. С установленным радиатором за работоспособность микросхемы на предельных нагрузках уже можно не беспокоится fellow .
 
Модуль драйвера двигателя на основе L293x
 
 
В целях уменьшения габаритов драйвера была разведена двухсторонняя печатная плата. Сложность изготовления повысилась но мы постарались сделать как можно более широкие токопроводящие дорожки. Технология изготовления платы не отличается от стандартного ЛУТа, за исключением необходимости точного сведения сторон. Переходы между сторонами платы выполнены с помощью кусочков проводника, запаянных с обоих сторон (либо выводных элементов).
 

В целях уменьшения габаритов драйвера была разведена двухсторонняя печатная плата.

 

Плата была досконально протестирована в работе как с питанием двигателей от общей шины, так и с дополнительным источником – проблем не выявлено.

 

Схема в формате sPlan 6.0 и разводка платы в формате Sprint Layout 4.0 под ЛУТ вы можете скачать ниже.
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Метки к статье: L293, драйвер двигателя, модуль

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
administrator

19 апреля 2009 07:15

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
sPlan 6.0
<
kkozyrev

19 апреля 2009 23:12

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
а если я L293D ставлю... то какие диоды надо выкинуть?
<
administrator

19 апреля 2009 23:34

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
kkozyrev, которые на движки идут - 8 штук, для L293D они не нужны, так как встроены в саму микросхему + соответственно максимальный ток на L293D будет меньше .
<
kilgur

12 мая 2009 01:34

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Собрал модуль,подключил два датчика линии - OUT датчика к PWM модуля.Моторы крутятся только когда сведодиод тухнет.Подключаю DIR модуля к +5V результат тот же.Подскажите пожалуйста как подключить робота чтобы он после включении ехал и менял направление при срабатывании датчика.

Все спасибо разобрался.Нада было наооборот - PWR на +5V,а DIR на OUT.
Класный у Вас сайт.Спасибо за Ваши разработки.Просто и доступно.Спасибо.
<
snake

12 мая 2009 17:12

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
народ подскажите какие детали для этой схемы нужны (сколько,емкость).буду оч признателен. feel

прост никак не могу в схеме разобраться...

snake,
всё!!отбой!!! разобрался!!!! bully
<
kilgur

2 июня 2009 00:00

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Поставил L293B ,по 1А на каждый канал, двигателя - 3,5В 0,2А.При работе только моторов микросхема теплеет,а с реукторами греется так что палец не удержишь.Это нормально?Ведь запас по току больше чем в два раза.
<
administrator

2 июня 2009 08:54

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
kilgur, L293 греются всегда, проверь фактический ток под нагрузкой.
<
kilgur

2 июня 2009 16:43

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Модуль,вместе с моторами, 0,39А.Моторы по 0,14А.
<
administrator

2 июня 2009 23:42

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
kilgur, ээээ.... и оно еще и греется гнусно на таком токе? это точно реальное потребление? есть у мну сильные сомнения на этот счет... допустим... при подобном токе микра греется как утюг (что в принципе быть не может) имеет смысл ооочень внимательно проcмотреть всю схему на предмет косяков, соответвующих номиналов комплектухи и прочего.
<
aleksander

29 июня 2009 15:55

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
На сколько я знаю, в некоторых радиоуправляемых моделях двигатели управляются с помощью полевых транзисторов, которые практически не приводят к падению напряжения.

Вопрос 1: Так ли это?

Вопрос 2: Может у кого-нибудь схемка завалялась? Буду очень признателен
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.