» » Изготовление печатной платы в фотографиях (ЛУТ)
Информация к новости
  • Просмотров: 72692
  • Автор: administrator
  • Дата: 10 марта 2008
  • 100
10 марта 2008

Изготовление печатной платы в фотографиях (ЛУТ)

Категория: Начинающим

С появлением лазерных принтеров так называемая «лазерно-утюжная технология» изготовления печатных плат в домашних условиях очень сильно облегчила жизнь любителей электроники. В сети имеется множество вариантов ЛУТ, но в своей основе они имеют один принцип – печать платы на лазерном принтере, затем перенос отпечатка с помощью утюга на фольгированный текстолит и соответственно травление печатной платы. Опытные товарищи, таким образом изготавливают в домашних условиях платы с толщиной дорожек от 0,2 мм, а при определенной сноровке еще и двухсторонние.

 

Представляем вам небольшой фотообзор процесса изготовления односторонней печатной платы. Для разводки платы использовался  Sprint Layout 4.0, так как он отличается простотой использования и удобством при распечатке под ЛУТ.

 

Важным этапом в «лазерно-утюжной технологии» является выбор бумаги для печати. Нами было попробовано множество вариантов бумаг – обычная принтерная, для струйных фотопринтеров, пленка для полиграфии, листы от глянцевых журналов и т.п. Все они в той или иной мере дали положительные результаты – платы получались, но в итоге самые отличные получались при переводе рисунка платы с «мелованной» бумаги. Так же неплохие результаты показала фотобумага для струйников. Одним словом на данном этапе надо экспериментировать.

 

Итак.

 

Мы определились с бумагой и напечатали рисунок печатной платы. Убедитесь, что размеры отпечатка реальны и соответствуют задуманному. Для начала печатайте на обычной бумаге, что бы, при каких либо несоответствиях, не испортить «драгоценные» листы. Печатайте при отключенной функции экономии тонера.

 

Мы определились с бумагой и напечатали рисунок печатной платы.

 

Далее вырезаем заготовку.

 

Далее вырезаем заготовку.

 

В данном случае плата у нас односторонняя, а фольгированный текстолит двухсторонний. Что бы ускорить процесс, травления удаляем ненужный слой. Аккуратно подцепите острым ножом край фольги, а затем узкогубцами (либо чем-то подобным) снимите ее по всей поверхности. Тут главное неспешность действий, что бы фольга не рвалась.

 

Аккуратно подцепите острым ножом край фольги, а затем узкогубцами (либо чем-то подобным) снимите ее по всей поверхности.
 

Тут главное неспешность действий, что бы фольга не рвалась

 

Рабочий слой фольги аккуратно зачищаем самой мелкой шкуркой (бархатной). Пальцами зачищенные участки старайтесь не трогать. Зачищайте «без фанатизма» и равномерно. Особое внимание уделите поверхности по краям будущей печатной платы. Качественная обработка поверхности - залог удачного перевода тонера с бумаги на фольгу.

 

Рабочий слой фольги аккуратно зачищаем самой мелкой шкуркой (бархатной).

 

Далее, на распечатку аккуратно накладываем зачищенную заготовку платы и лишнюю бумагу по краям загибаем. Получается «конвертик». Будьте внимательны, что бы рисунок платы не был перекошен и не съехал в сторону.

 

Далее, на распечатку аккуратно накладываем зачищенную заготовку платы и лишнюю бумагу по краям загибаем.

 

Один из самых ответственных этапов – гладим утюгом. «Конвертик» аккуратно проглаживаем утюгом со стороны фольги и соответственно распечатки рисунка платы. Проглаживаем равномерно и без сильного давления (перегретый и передавленный тонер может «расплыться»). Уделяем особое внимание краям. Утюг мы обычно ставим на самую большую мощность. На «мелованной» бумаге готовый рисунок постепенно проявляется. На более толстой бумаге готовность определяется на основе экспериментов и опыта. Одним словом перевод картинки для разной бумаги имеет свои нюансы – экспериментируйте.

 

Один из самых ответственных этапов 8211; гладим утюгом =).
 

Проглаживаем равномерно и без сильного давления

 

Прогладили? Отлично. Бросаем заготовку в теплую воду и идем на «перекур» либо попьем чайку smile . Бумага должна равномерно промокнуть.

 

Бросаем заготовку в теплую воду

 

Далее аккуратно снимаем бумагу с заготовки. Старайтесь не задеть ногтями переведенные дорожки. Необходимо удалить всю бумагу. Правильно проглаженный рисунок должен весь перейти на поверхность фольги. Внимательно осматривайте переведенную картинку – если все таки, где то дорожка поплыла из-за перегрева – аккуратно поправьте  рисунок чем  нибудь острым (иголкой к примеру). Там где тонер не перевелся (вот почему пальцами зачищенную заготовку трогать не стоит) – воспользуйтесь перманентным маркером (для CD) и в несколько проходов дорисуйте недостающие цепи. Если рисунок вообще плохо перевелся, лучше смойте ацетоном и повторите процесс заново  – будет лишняя практика и возможно в этот раз картинка переведется более качественно.

 

Далее аккуратно снимаем бумагу с заготовки.
 

Старайтесь не задеть ногтями переведенные дорожки. Необходимо удалить всю бумагу.

 

Перевелось хорошо? Замечательно! Аккуратно сверлим пару отверстий – за них мы будем крепить будущую плату в растворе хлорного железа, а так же попозже они нам пригодятся для других целей. Обычно мы предусматриваем подобные отверстия еще на этапе разводки платы – для крепежа платы в готовом устройстве.

 

Аккуратно сверлим пару отверстий

 

Травление платы.

Мы не будем рассказывать про концентрацию раствора и время травления, так как в продаже хлорное железо бывает в различных вариантах. Еще время травления зависит от «возраста» раствора – старый раствор «съедает» медную фольгу медленнее. Мы пользуемся достаточно давно одним и тем же готовым раствором в объеме 3-х литров, время травления варьируется от 20 до 40 минут с периодическим контролем процесса. Положение платы в растворе рекомендуется фольгой вниз. Для ускорения процесса можно воспользоваться аквариумным компрессором с распылителем – поднимающиеся пузырьки воздуха организуют поток раствора по поверхности платы, и таким образом растворенная медь быстрее снимается с поверхности платы. Так же сильно ускоряется процесс в горячем растворе хлорного железа.  Одним словом способов и вариантов травления множество.

 

Старайтесь постоянно контролировать процесс, дабы не допустить «перетравки» - хлорное железо может начать растворять дорожки под переведенным тонером. Как только ненужная медь растворена – вынимайте и промывайте под проточной водой.

 

Мы пользуемся достаточно давно одним и тем же готовым раствором в объеме 3-х литров, время травления варьируется от 20 до 40 минут
 

Старайтесь постоянно контролировать процесс, дабы не допустить «перетравки»

 

Плата почти готова. Наступил, многими нелюбимый, процесс сверления платы smile . Процесс достаточно нудный wink . Так как тонер еще присутствует на плате -  его можно смыть ацетоном, а затем приступать к сверлению. Мы поступаем наоборот – сперва сверлим, а затем смываем – так лучше видно места для сверления. Сверлим на обычном станке, но лучше всего использовать «бор-машинку» на станине – большие обороты дают чистое отверстие. Так же некоторые используют высоко-оборотистые электродвигатели от моделей с цангой для сверла.

 

Сверлим на обычном станке

 

После сверления смываем ацетоном остатки тонера и при необходимости слегка проходим мелкой шкуркой – «бархатной».

 

После сверления смываем ацетоном остатки тонера

 

Плата готова!

 

Плата готова!

 

Дополнительно мы наносим разметку на лицевую часть платы. Принцип переноса аналогичен – распечатка переносится утюгом. Печатать следует в «зеркальном» отображении рисунка. Затем так же отмачиваем в теплой воде и аккуратно снимаем остатки бумаги. Дополнительно можно воспользоваться стирательной резинкой – аккуратно в воде резинкой снимаем остатки бумаги начисто. Рисунок на голом текстолите держится очень прочно и просто так его не стереть. Для придания глянца и усиления прочности рисунка можно нанести пару слоев лака для волос fellow 

 

Дополнительно мы наносим разметку на лицевую часть платы.
 

Рисунок на голом текстолите держится очень прочно и просто так его не стереть

 

Итого получилось красиво и достаточно качественно.

Токопроводящие дорожки покрываем жидким раствором канифоли и аккуратно облуживаем – дорожки не будут окисляться и приобретут дополнительную механическую прочность. Будьте осторожны с обычными паяльниками – перегрев дорожек приведет к отслаиванию оных от текстолита. Если опасаетесь этого, то лучше облуживать не стоит – достаточно только жидкого флюса.

 

Данный материал не претендует на единственно истинный способ «лазерно-утюжного метода» изготовления печатных плат в домашних условиях. О других вариантах вы можете ознакомиться на просторах Интернета, в том числе на робототехнических ресурсах (см. Полезные ссылки).
 

Удачи!

Метки к статье: ЛУТ

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
administrator

21 июля 2008 09:46

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
не пробовали, да и не прокатит, тк струйные чернила не обладают нужными свойствами.
Вообще есть специальные принтера для печати непосредственно на текстолите - стоит как самолет wink
есть проекты в сети по переделке обычных принтеров для печати на текстолите, но ИМХО возня этого не стоит
<
Azzie

22 июля 2008 11:14

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Может кому-то пригодится...
чтоб не мучаться со стиранием бумаги - делали так: брали обыкновенную пищевую фольгу, распрямляли, и клеили обычный канцелярским карандашом на бумагу. на фольге печатали лазерником и вместе с бумагой утюжили. после отдирали бумагу (достаточно легко на сухую отходит) и вместе с фольгой в хлорное железо. за пару сек. фольга просто растворяется, а тонер остается. если делать все аккуратно, без заминов фольги, то все получится.
пс. аккуратнее при опускании в хлорное железо. реакция с ал.фольгой достаточно бурная.
<
Gabber_WB

5 августа 2008 01:35

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Вобщем всё понятно, буду пробывать.
Вопрос только такой:
в «зеркальном» отображении рисунка нужно печатать только разметку на лицевую часть платы или и рисунок печатной платы тоже зеркально печатать нужно?

p.s.
Как распечатку с работы довести, чтоб "не заляпать"?
Есть идеи или опыт?
<
administrator

5 августа 2008 10:52

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
зеркально печатать только лицевую разметку

я обычно между двух листов чистой бумаги клал распечатку и в какую ни будь папку что бы не помять - все было в норме.
<
Mazayac

10 августа 2008 21:45

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Нанесение тем же ЛУТ-ом маркировки на готовую плату - это супер!
<
Zmey

2 сентября 2008 18:28

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Кто-нить пробывал этим методом травить дорожки 0,17мм толщиной?

П.С. Кстати я б еще посоветывал дырки сверлить до травления, вероятность потом сорвать медь гараздо меньше)))
<
administrator

2 сентября 2008 20:58

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
Zmey,
0,1 мм травится, но с ними аккуратно паять нужно
до травления не стоит, велика вероятность промазать потом при переводе рисунка, а что бы не сорвать пятаки нужно хорошими сверлами на оборотистых станках сверлить
<
Zmey

5 сентября 2008 09:16

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
ну всмысле, после перевода рисунка сверилить по намеченым отверстиям. Разве что промахнешся, да сорвешь тонер, но это можно спокойно поправить маркером перманентным. А насчет станка, купил прямошлифовальную (дремель, бормашинка) машинку макита на 35000 оборотов. Кручу на 1-3 скорости из 5, ну где-то 10000-25000 оботов, сверлит, как в масло )) , но если промахнешься - срывает все нахрен)))
<
administrator

5 сентября 2008 09:30

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
ну дык после травления удобней ИМХО - протравленные отверстия в пятаках не дают сверлу уйти в неположенном направлении - своеобразное кернение получается.
<
bulgarov78

16 ноября 2008 13:24

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Вот вам добавление в копилочку знаний...
http://datagor.ru/practice/diy-tech/page,1,2,551-skorostnoe-travlenie-pechatnojj
-platy-v-mednom.html
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.