» » Модуль драйвера двигателя на основе L293x
Информация к новости
  • Просмотров: 58422
  • Автор: administrator
  • Дата: 28 марта 2008
  • 60
28 марта 2008

Модуль драйвера двигателя на основе L293x

Категория: Контроллер MRC28

Драйвер управления двумя коллекторными двигателями до 1А (L293x)

 

Серия микросхем L293, не смотря на свои недостатки, пользуется большой популярностью в любительском роботостроении. Особенно она популярна у начинающих. Драйверы управления коллекторными двигателями на основе L293 просты как при подключении, так и в управлении. Так же микросхемы широко распространены и приемлемы по цене.

 

В серии присутствует две основных модификации – с индексом “D” и без оного. Буква “D” в названии говорит о том, что данная микросхема имеет встроенные защитные диоды на выходе – L293D. Соответственно остальные (L293N, L293E и т.д.) встроенных диодов не имеют. Для всех микросхем без индекса “D” установка защитных диодов на выходах является обязательным условием подключения, в противном случае микросхема долго не прослужит. Другим немаловажным различием в модификациях является максимальный рабочий ток. Микросхема с индексом “D” может продолжительно работать с нагрузкой до 600mA на каждый канал, а все остальные до 1А на канал. При необходимости можно повысить нагрузочную способность вдвое – соединить параллельно оба канала микросхемы и подключить к одному двигателю.
 

 

Теперь о недостатках микросхем серии L293x. Микросхемы не отличаются маленьким потреблением, сильно греются и на них имеет место быть падение напряжения (до 1,5-1,7 вольт), что необходимо учитывать при подаче питания на двигатели. Все эти недостатки происходят из особенностей выходных каскадов серии L293 – они выполнены на обычных транзисторах.
 

 

Мы давно и успешно используем данную серию микросхем в своих конструкциях. Одну из них хотим предоставить вашему вниманию.
 

Драйвер управления двумя коллекторными двигателями до 1А (L293x)

 

Обычное включение микросхем серии L293x очень простое – достаточно подключить питание логики, питание двигателей и выводы управления подключить к микроконтроллеру (для L293N(E) – добавить внешние защитные диоды). Направление вращения задается изменением логических уровней на входах каждого из каналов, что требует для управления двумя двигателями четырех выводов порта микроконтроллера и дополнительно еще двух для подачи ШИМ на каждый канал EN (если вы не используете ШИМ, то достаточно подать на данные выводы питание либо высокий лог. уровень с МК  ) Мы решили немного изменить схему управления. В представленной схеме полное управление двигателями осуществляется вместо шести выводов контроллера – четырьмя.
 
Модуль драйвера двигателя на основе L293x
 
Это стало возможно при использовании микросхемы стандартной логики 74HC00. В нашей схеме изменение направления вращения каждого из двигателей осуществляется путем изменения логических уровней на DIR1 и DIR2. По умолчанию на этих входах установлен низкий лог. уровень. Достаточно изменить его на высокий лог. уровень и двигатели будут крутиться в другую сторону. ШИМ подается соответственно на PWM1 и  PWM2.
 

В нашей схеме изменение направления вращения каждого из двигателей осуществляется путем изменения логических уровней на DIR1 и DIR2.

 

Дополнительно в схему включен линейный стабилизатор напряжения LM2940. Его задачей является дополнительная подпитка общей схемы при отсутствии в конструкции своего стабилизатора.  Подача питания на двигатели может осуществляться как из общей шины питания вашей конструкции, так и из дополнительного источника – переключается перемычкой.
 
Драйвер так же может быть использован при постройке простого робота без использования микроконтроллера  для соревнований следование по линии. (См. Сенсор линии на основе LM311 ).
 
В схеме может быть установлена любая микросхема из серии L293x, в исполнении DIP-16. При использовании  L293D  распаивать внешние защитные диоды не надо.
 

 

Так как микросхемы L293x  довольно сильно нагреваются в процессе работы, настоятельно рекомендуется установка радиатора. Мы используем старые радиаторы от различных плат ПК – отпиливаем необходимого размера. Самая простая установка радиатора осуществляется следующим путем – тонким слоем покрываем сверху корпус микросхемы термопастой, за исключением 1-2 мм корпуса по краям, затем аккуратно на свободные от термопасты участки наносим немного супер-клея  и устанавливаем радиатор. Старайтесь установить радиатор сразу ровно, так как супер-клей схватывает очень прочно и что-либо потом исправить будет проблематично. С установленным радиатором за работоспособность микросхемы на предельных нагрузках уже можно не беспокоится fellow .
 
Модуль драйвера двигателя на основе L293x
 
 
В целях уменьшения габаритов драйвера была разведена двухсторонняя печатная плата. Сложность изготовления повысилась но мы постарались сделать как можно более широкие токопроводящие дорожки. Технология изготовления платы не отличается от стандартного ЛУТа, за исключением необходимости точного сведения сторон. Переходы между сторонами платы выполнены с помощью кусочков проводника, запаянных с обоих сторон (либо выводных элементов).
 

В целях уменьшения габаритов драйвера была разведена двухсторонняя печатная плата.

 

Плата была досконально протестирована в работе как с питанием двигателей от общей шины, так и с дополнительным источником – проблем не выявлено.

 

Схема в формате sPlan 6.0 и разводка платы в формате Sprint Layout 4.0 под ЛУТ вы можете скачать ниже.
Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

Метки к статье: L293, драйвер двигателя, модуль

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
<
Олег

25 июня 2008 22:36

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
А если транзисторы заменить, то можно избежать падения напряжения?
А то падение напряжения на всех 6колесах для вездеход, не сильно хорошо recourse )))
<
administrator

26 июня 2008 11:26

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
Транзисторы встроенны в микросхему драйвера и заменить их невозможно. Подавайте напряжение питания двигателей на 1,5 - 2 вольта больше.
<
space

14 июля 2008 17:15

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
1N5818 можно заменить на 1N5819, если нет тогда перемычки поставлю. Всё равно буду ставить L293D.
<
administrator

14 июля 2008 22:54

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
можно, только если будешь юзать L293D, то диоды не нужны вообще - они в микрухе встроены уже и естестно максимум будет до 600мА на канал.
<
mamoutine

24 июля 2008 22:27

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Дак ведь все гораздо проще.
Берем 2 вывода контроллера, один вывод с ШИМ второй общего назначеня и подключаем ко входам 1А и 2А L293. Ставим коэфициент ШИМ, скажем 25%, а на втором выставляем 0. Двигатель будет крутиться на четверть мощьности. Теперь устанавливаем коэфициент ШИМ 100-25 = 75% а на второй вывод устанавливайм 1, таким образом движек крутиться в другую сторону на 25% мощьности. В первом случае движек будет включаться когда на выводе с ШИМ высокий уровень во втором когда низкий. Получаем управление двигателем всего по двум проводам.
Поправьте если я не прав.

Кстати российского аналога L293 микросхемы KP1128КТ3, логическую и силовую части схемы можно питать одним напряжением до 36В.
<
administrator

25 июля 2008 11:06

Информация к комментарию
  • Группа: Администраторы
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: 26.02.2008
  • Статус: Пользователь offline
  • Публикаций: 66
  • Комментариев: 747
mamoutine,
ну попробуй. потом расскажешь wink
<
mamoutine

25 июля 2008 20:42

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Да уже пробовал. Это не я придумал, это общеизвестная схема.
<
markus

5 октября 2008 20:19

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Здравствуйте все! помогите пожалуйста я охвачен созданием простейшего робота кто может скажите какие части нужны для его сбора прошу прислать на эмейл markus200795@mail.ru
<
doctor

18 октября 2008 13:23

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Очень интересный сайт, спасибо! Я немного старый, доктор по професии,
бывший. Увлёкся ЧПУ. Кто бы поставил на путь истинный, многого не понимаю, но хочу понять!
<
Seka

16 ноября 2008 15:12

Информация к комментарию
  • Группа: Гости
  • ICQ: {icq}
  • Регистрация: --
  • Статус:
  • Публикаций: 0
  • Комментариев: 0
Здравствуйте! Такая проблема- собрал драйвер, при включении перемычки питания двигателей от общей шины, гаснет светодиод индикации питания(( помогите разобраться!
Назад Вперед
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.